RUS  |  ENG

Россия, г. Екатеринбург,
Верх-Исетский бульвар, 15/4
Синара Центр

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
ежедневно с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)

Суровая бронза жизни

Коммерсант-Урал. Приложение Quality, Ирина Киселева, 10 февраля 2012 г.

Эрнст Неизвестный — вопреки фамилии один из самых известных в мире художников — родился в Свердловске в 1925 году. Здесь он начинал рисовать, когда школьником ходил в изостудию при Дворце пионеров. В Свердловск он возвращался ненадолго после Великой Отечественной, преподавал в Суворовском училище и восстанавливался после тяжелого ранения на фронте («три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс... Три года ходил на костылях… Три года кололся морфием, от боли», рассказывает художник). Сюда Неизвестный приезжал на каникулы уже когда учился 1950-е в московском Институте имени Сурикова и на философском факультете МГУ. В 1956-57 годах работал здесь литейщиком на заводе «Металлист». Именно тогда, кстати, возник у Неизвестного замысел самого грандиозного его проекта — «Древо жизни». Потом, уже незадолго до эмиграции на Запад в 1976 году художник побывал на Урале, чтобы проститься с родителями.
Это может показаться дикой странностью и чудовищным упущением, однако, нынешняя персональная выставка Неизвестного в Галерее современного искусства — всего лишь вторая «персоналка» 86-летнего художника на малой родине. Первую устроили полтора десятка лет назад — в 1997 году в Музее истории Екатеринбурга (еще до его реконструкции). После чего в фондах музея был создан специальный раздел, посвященный Неизвестному. Некоторое время в городе велись разговоры о том, чтобы открыть здесь музей, если не самого Эрнста Неизвестного, то хотя бы музей его имени, где выставлялись бы работы художников—нонконформистов. Но ни во что конкретное эта идея так и не воплотилась.
В отличие от выставки Эрнста Неизвестного 1997 года, на которой были представлены скульптуры и графика из частного собрания коллекционера Александра Шадрина, на этот раз работы для новой выставки отобраны самолично художником из тех, что хранятся в его нью-йоркской мастерской. В Екатеринбурге будут выставлены две графические серии — 8 акварелей и рисунков из цикла «Каприччио» 2000 года и 25 гравюр из серии «Судьба художника» (1973-1974). Эта серия, как и многие другие работы художника, впечатляет масштабом замысла. В течение целого года, еще в СССР, в Москве, Неизвестный ежедневно делал по одному наброску, отражавшему его сиюминутное умонастроение и эмоциональное состояние. Таким образом сложилась серия из 360 листов. Большая часть из них хранится по частным коллекциям. Но и те 25 листов, что выставляются в Галерее на Красноармейской, дают вполне адекватное представление о замысле.
Конечно, Неизвестный всемирно знаменит, в первую очередь как скульптор-монументалист. Появится ли когда-нибудь в Екатеринбурге монументальная скульптура Неизвестного прогнозировать глупо (в 1990-е годы, как мы помним, предпринимались попытки, закончившиеся ничем). В Галерее современного искусства выставляются восемь бронзовых работ разных лет — от 1960-го до 2000-х. Это и скульптура «Шаг» из серии «Война — это…» — у Неизвестного не так уж много работ на тему войны, и свое отношение к ней он выразил именно в этом цикле. «Два лица», «Пророк», «Человек кричащий» и «Кентавры» — лишь неполный перечень скульптурных работ, экспонирующихся в галерее. Примечательно, что «Кентавров» здесь два — «Кентавр с цветком в груди» (2004) и «Кентавр указующий» (1962). Именно эта работа, кстати, была выполнена как первая модель к памятнику, установленному в Женеве. В 1997 году европейское отделение ООН получило в дар от правительства России 17-метрового кентавра работы Неизвестного. Монумент стоит перед Дворцом наций в Женеве.
Сам художник в силу преклонного возраста, на открытие выставки не приедет. Он прислал специальное обращение к землякам. О том значении, которое сам художник придает этой выставке, свидетельствует хотя бы тот факт, что каждую деталь в оформлении экспозиции — рамы для графики, характер развески, высоту и месторасположение подиумов под скульптуры — художник утверждал сам лично.
Специалисты оценят и тот факт, что Галерее предоставлено право продавать работы художника по ценам его нью-йоркской мастерской.
 

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение